Президентом Украины может стать преступник?

Следующим президентом Украины может стать преступник или ставленник криминальных кругов. Об этом заявили на пресс-конференции в Киеве ведущие политологи Украины. По данным экспертного совета Института политики, положения проекта закона "О выборах президента Украины" не предусматривают ограничений в выдвижении и регистрации кандидатом в президенты осужденных и отбывающих наказание в местах лишения свободы и не создают соответствующих условий для прозрачного процесса избирательной кампании.

По словам политолога Николая Томенко, многие пришли в парламент именно через такие места. Не меньше политиков пришло и из "сомнительного бизнеса", поэтому не исключено, что такие прецеденты будут иметь место и во время президентских выборов, утверждает политолог.
По данным Института политики, президентские выборы будут проходить, вероятно, в два тура. При этом Н.Томенко отметил, что во втором туре возможны четыре варианта: 2 кандидата от левых и левоцентристских сил; кандидат от левых сил и Л.Кучма; кандидат от левых и правоцентристских сил; кандидат от левых и правоцентристских сил при условии добровольного отказа Кучмы баллотироваться в президенты.
Н.Томенко подчеркнул, что нынешний Президент не имеет шансов на победу, если во второй тур выйдет вместе с кандидатом от левых. В то же время политолог отметил, что победа Л.Кучмы во втором туре возможна только при условии невыполнения законодательства и возможных фальсификаций.
Победа же кандидата от правоцентристских сил возможна, по словам Томенко, только если кандидат будет иметь высокий рейтинг доверия и будет выдвинут от всех демократических правоцентристских партий.
По данным Института политики, для того чтобы президентские выборы проходили в относительно прозрачном режиме, следует существенно изменить законопроект о выборах президента. По словам Н.Томенко, одобренный ВР в первом чтении законопроект имеет ряд существенных недостатков, которые нужно как можно быстрее устранить, иначе это может привести к полной фальсификации результатов выборов, что, в свою очередь, "повлечет за собой избрание нелигитимного президента, которому не доверяет большинство избирателей".
Одним из важнейших недостатков проекта закона эксперты считают то, что он не предусматривает соответствующих условий для осуществления реального контроля со стороны общественности за развитием избирательной кампании, процессом изготовления и транспортировки избирательных бюллетеней, подсчета результатов голосования и т.д. В связи с этим политологи настаивают на введении института официальных наблюдателей, которые могли бы контролировать избирательный процесс от начала до конца.
Что же касается кандидатур в президенты, занимающих наивысшие государственные посты, то, по мнению экспертов, необходимо определить особенности ведения избирательной агитации. Как сообщил агентству ЦЖИ политолог Олег Проценко, этим кандидатам должно быть запрещено проводить в период избирательной кампании региональные и общенациональные совещания, имеющие агитационный характер. Политологи настаивают и на том, чтобы в закон были вписаны четкие условия, при которых результаты выборов могут быть признаны недействительными.
Недоволен законом о выборах президента и Комитет избирателей Украины. Присутствующие на пресс-конференции представители комитета отметили в частности, что право наблюдать за избирательным процессом должно быть закреплено за общественными организациями Украины и партиями, даже если они не выдвигают своего кандидата. Серьезного внимания заслуживает и формирование избирательных фондов кандидатов, которое, как считает комитет, должно осуществляться таким образом, чтобы предотвратить привлечение средств из одного источника. По их мнению, необходимо ограничить размер финансового взноса физических и юридических лиц, что будет стимулировать кандидатов к расширению источников привлечения средств и убедит избирателей в том, что кандидаты не являются ставленниками конкретного финансового клана.
При этом предлагается, чтобы финансовое и материально-техническое обеспечение выборов осуществлял не Кабинет Министров, а Национальный банк, который в течение нескольких дней после утверждения парламентом должен перечислить все средства, которые Кабмин в свою очередь возместит банку только после выборов. По мнению эксперта Александра Воробьева, эта норма решит проблему несвоевременного финансирования избирательных комиссий и будет препятствовать вмешательству органов исполнительной власти в избирательный процесс.
Обеспокоенный опытом парламентских выборов Комитет избирателей настаивает на внесении в закон положения о том, что подсчет голосов должен начинаться немедленно после окончания голосования, а не в течение месяца, как это было во время выборов в парламент. По словам политологов, факт затяжного подсчета ЦИК результатов выборов свидетельствует, что власть вмешивалась не только в избирательный процесс, но и в подсчеты его результатов.
В ближайшее время Верховная Рада будет рассматривать во второй раз проект закона о выборах. Эксперты говорят, что от поведения парламентариев будет зависеть многое, поскольку усовершенствование закона могло бы сделать невозможным повторение старых ошибок. В то же время, по словам Н.Томенко, надеяться на демократические выборы рановато, поскольку в недемократической стране это невозможно.

Центр журналистских исследований